Обозреватель Sovsport.ru Василий Уткин – о будущем 45-летнего специалиста после работы со сборной России.
Что теперь будет со Слуцким? Я этот вопрос слышу в течение последних дней очень часто, и меня просят на него ответить не потому, что этот вопрос главный, и не потому, что кроме меня некому. Просто вопрос этот висит в воздухе.
Слуцкого еще год назад толком никто не знал, для подавляющего большинства тех, кто сейчас принимает катастрофу сборной России близко к сердцу, он стал фигурой, вызывающей интерес, только возглавив сборную. За это время про него написана книга-бестселлер, сняты, по-моему, аж шесть документальных фильмов, рассуждали о нем все СМИ страны.
И что же теперь с ним будет?
Вчера этот вопрос стал для меня редакционным заданием. Ответ на этот вопрос мне ясен, но он предельно прост: ничего с ним не будет. По мне так на все вопросы отвечает новость одной строкой: с субботы Слуцкий приступает к своим обязанностям главного тренера ЦСКА.
Из сопутствующего: допускал ли Слуцкий ошибки? В своей работе, в своем творчестве? Он сам это признал. В чем они? Хм, а вы от кого это узнать хотите… Я написал за этот месяц несколько вполне критических по смыслу заметок – и про состав, и про игру, и про всё. И сейчас ровно всем моим догадкам место в мусорном ведре – ну, полная ерунда.
Ошибки помимо футбола? Боюсь, Леонид Викторович был слишком откровенен в последний год, слишком многим доверился, рассказывая о своей жизни. Об откровенности ведь жалеешь куда чаще, чем даже о нанесенных тобою другим обидах: при случае каждый теперь знает, куда тебя ткнуть побольнее. Могло ли быть лучше? Всегда и всё могло быть лучше, кроме первой любви и рождения первенца. Всё остальное могло. Что, новое сказал? Никоим образом.
Так что же будет со Слуцким? Неизвестность. Ему предстоит все случившееся просто пережить. И «просто» не в смысле – не тяжело, легко; просто нет другого способа. Вам интересно, как это произойдет?
Да как и всегда. Но об этом пишут не журналисты в газетах и не тренеры в воспоминаниях. Об этом иногда говорят поэты, причем только великие.
*****
Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.
Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.
И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях.
И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги.
Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.
И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.